Красноярская Региональная Общественная Организация «Красноярская федерация классического АЙКИДО» О-Сенсей Красноярская Региональная Общественная Организация «Красноярская федерация классического АЙКИДО»

Главная
Новости
О-Сенсей
Статьи
Аттестация
Форум
Фотогалерея
О нас
Расписание
Как начать
Контакты
Ссылки

Дело о сопротивляющемся уке.

Перевод статьи: http://www.aikidojournal.com/article?articleID=175.
Автор: Дэвид Линч (David Lynch), Aikido Journal #117 (1999)
Данная статья была подготовлена при любезном содействии Джона Аоки (Jon Aoki), США.

У тех из нас, в ком нет врождённого влечения к насилию, Айкидо иногда вызывает проблемы, которые трудно игнорировать. Они приходят в человеческом облике и в отдельных типах личности. Среди них – сопротивляющийся уке.

Это парень, который пытается заблокировать все ваши усилия применить технику и самодовольно радуется, отказываясь падать. Он посвящает свое время на татами попыткам доказать, что ваши методы не работают. И иногда ему это удается.

Он может быть новичком в Айкидо, прийти из другого боевого искусства или, что хуже, кем-то с многолетним опытом, кто знает точно, когда нужно не поддаться для достижения максимального эффекта.

Обычно он, кажется, не понимает, как бессмысленно и разрушительно его поведение, и никакая философия Айкидо не может проникнуть в него. Он смотрит на всё как на соревнование, и верит в то, что каждый метод должен работать независимо от обстоятельств. Лишь в редких случаях он меняет свою позицию.

Сколько человек бросили Айкидо из-за него? Сколько женщин отвернулось от искусства благодаря его шовинистическому поведению? Сколько честных и искренних инструкторов он вынудил повесить их хакама, убежденный в том, что они не годятся для того, чтобы учить?

Иногда сопротивляющийся уке прислушивается к замечаниям и реагирует на конструктивный разговор, если он будет проведён на ранней стадии его занятий. Его не следует путать, кстати, с уке, который твердо держит позицию или атакует для того, чтобы оба партнера исследовали и открывали для себя смысл Айкидо. Различие состоит в ориентации и намерении.

Конечно, с сопротивляющимся уке можно справиться физически, путем быстрого атеми или болезненного и опасного сокращения техники, и некоторые инструктора заработали устрашающую репутацию своим отношением «глаз за глаз», но многие из нас не решатся среагировать подобным образом. Обычно, напряжение того, кто ставит блок, делает блокирующего легкой мишенью для удара, но месть не согласуется с целями Айкидо, и может привести к постоянному обмену(атаками), не отличающемуся от соревнования (что противоречит духу Айкидо).

Мой собственный сын прошел через период (к счастью, непродолжительный), в течение которого он стал действительно сильно сопротивляющимся уке. Пока я медленно исполнял техники перед учениками, он начинал вдруг использовать всю силу, чтобы не дать довести приём до конца. Ответ атеми не был вариантом в данных обстоятельствах.

В нашем классе также был чемпион по пауэрлифтингу, который использовал свою огромную силу в самые неожиданные моменты. Однажды, когда мы делали кокю-хо, он вдруг дернул меня за руки к себе, обхватил их своими мускулами и держал подмышками. Я мог только ударить его головой или укусить за нос – варианты, которые я не считаю целесообразными или необходимыми – я был бессилен.

Без сомнения, читатели имели подобный опыт и не признают такого рода отношений. К этому типу отлично подходит Китайский инструктор боевых исскуств, с которым я однажды встретился в Гонконге. Я посетил его по совету друга, который сказал, что этот человек был бы рад встретиться со мной и обменяться техническими ноу-хау. Но, в результате, он был очень подозрителен и стал спрашивать меня о мотивах приезда к нему. Мне уже перестала нравиться ситуация межнационального недопониманиия, как вдруг он сказал: «Хорошо, покажи мне что нибудь из Айкидо».

Я решил начать с никкё и предложил ему схватить меня за запястье, после чего он сделал незабываемое и, без сомнений, вполне логичное, с его точки зрения, замечание: «Почему я должен делать такую глупость?» Он, очевидно, воспринимал весь наш обмен как проверку, направленную на его тестирование или демонстрацию того, что моя техника совершеннее.

К сожалению, многие айкидоки имеют такое же отношение - упущен этот момент в обучении и потеряно понимание того, что Айкидо – это оборона, а не нападение, и что его цели выходят за рамки победы и поражения. Когда вы занимаетесь Айкидо, вы должны отбросить саму идею победы и поражения, и сосредоточиться на достижении гармонии. Вы не можете идти двумя этими путями одновременно.

Смотреть на Айкидо как на соревнование – всё равно, что пытаться доказать то, что не может быть доказано. Иногда даже японцы могут проявлять такое отношение, но из за того, что уважение к авторитету в Японии препятствует этому, большинство японских айкидок принимают совместную систему тренировок «наге – уке» (исполняющий - нападающий). Один японский друг сказал мне под влиянием алкоголя, что он хотел хотя бы попытаться проверить мастерство своего Сенсея, прекратив все время красиво падать. Он добавил, что он готов оплатить все свои больничные счета! В целом японские айкидоки (не все из них, конечно) более склонны к злоупотреблению своим положением наге для трёпки несчастных и послушных уке.

Что озадачивает меня, так это не просто тот факт, что люди, похоже, не в состоянии выйти за рамки соревнования, но то, что они путают обучение в додзе с реальностью. Что нужно сделать, чтобы сопротивляющийся уке понял это – сложный вопрос (Если только он просто не уходит в соревновательный спорт, такой как дзюдо или каратэ, где он может сопротивляться всласть!). Айкидо, в конце концов, не для тех, кто чувствует необходимость все время проявлять свой эгоизм. Мы можем в определенных пределах, всегда научиться чему-то, пытаясь взаимодействовать с этими несговорчивыми личностями, но эти пределы должны быть ограничены, и выход за их рамки будет, по меньшей мере, непродуктивным.

Тренировки в додзе – это не вопрос жизни и смерти, и есть много вещей, которые вы не можете, да это и не требуется, делать в контексте подготовки. Подобно тому, как вы не можете сделать иккё слону или кокю-хо с бетонной стеной, некоторые уке не могут быть брошены против их воли, если наге не применит опасные или насильственные методы, не согласующиеся с принципами Айкидо.

Ваши ответные действия показывают уровень вашей подготовки и ваши жизненные принципы: шутки или улыбки может быть достаточно. Хотя желание проучить этих уке, в том или ином виде, может быть сильным, мы должны научиться отступать (для чего тоже требуется умелый технический подход) и спокойно отказаться играть в игры сопротивляющегося уке. Даже если вы ничего не может сделать с ним, это действительно не имеет значения, поскольку это, в конце концов, всего лишь игра. Парадоксально, но осознание этого факта иногда все, что нужно для того, чтобы техника действительно сработала, но вы должны принять тот факт, что вы не можете победить их всех.

Когда придет ваша очередь быть уке и вы почувствуете, что можете остановить движение вашего партнера, вам следует не поддаваться искушению и позволить ему завершить свою технику. Что вы потеряете? Что вы получите взамен? Конечно, вы показываете партнеру неадекватность его техники блокируя ее, но есть более позитивные способы поддержать его и помочь ему её улучшить.

Некоторые преподаватели демонстрируют реалистичные версии техники, отличающейся от стандартной версии техник в додзе. Это как подход «плохой полицейский – хороший полицейский», при котором вы объясняете как сломать руку с помощью иккё, разбить голову сихонаге или искалечить запястье санкё , не забывая упомянуть о травмах, которые могут быть нанесены мощным атеми. Затем приступаете к Айкидо... «Но в Додзе, мы делаем это таким образом». Пока все происходит в таком духе, это потворствует проявлению соревновательного настроения и может стать самоцелью в ущерб духу Айкидо.

Соревновательное мышление может проникать в Додзе, как вирус, против которого конструктивная, гармоничная атмосфера подготовки является слабым иммунитетом. Новички чувствуют страх, но не говорят об этом, а часто инструктор чувствует себя не в состоянии сделать что-либо, не потеряв при этом лицо. Он может чувствовать, что должен уметь решать всё на ходу, как и О-Сенсей, который принимал вызов всех, кто приходил, в прежние времена.

Гораздо лучше, я думаю, признать, что мы не О-Сенсей, и что мы живём не в прежние времена. Обязанность инструктора – защитить своих учеников от невежественных людей, а также сделать так, чтобы Додзе было местом, где можно узнать что-то стоящее, где ученики относятся друг к другу с взаимным уважением, а не полем боя для мелких эго друг с другом. Додзе должно быть убежищем, где можно безопасно экспериментировать с идеями и методами, которые направлены на совершенно иной результат.

Разница между обучением и реальностью (и в спортивных соревнованиях и на Пути воина) хорошо иллюстрируется айкидоком, который принял вызов дзюдоиста, появившегося с настоящим мечом, скрывающимся за поясом. В наши дни, однако, не очень практикуется разговор при помощи мечей, и тайджитсу (taijutsu) представляется недостаточным, но есть другое оружие, часто недооцениваемое – это слово. Несмотря на стоические традиции будо, которыми ценятся сильные и молчаливые образы, я считаю, что уместно говорить, когда приходится сталкиваться с грубым, сопротивляющимся уке. Сделать это отнюдь нелегко, и требуется определенная решимость. Это не может искоренить породу, но может сделать более терпимой жизнь многих членов Додзе, т.е. тех, кто действительно хочет узнать Айкидо, и не заинтересован в соревновании. Если не обуздать сопротивляющегося уке, он просто будет сопротивляться все больше и больше.

К сожалению, старшие по рангу имеют склонность пугать новичков, которые в наибольшей степени могут попасть под влияние блокирования и запугивания, но я чувствую, что молчать, в то время как кто-то применяет чрезмерную силу в Додзе, является устаревшим и неуместным. Кроме того, всегда лучше использовать свой язык, чем кулаки, и использовать мысли в голове, прежде чем разбивать голову кому-то еще, или прежде, чем они разобьют голову вам.

Старые взгляды умирают с трудом, я понял это, недавно посетив Японию. Я сидел с группой учеников в одном из Додзе, где я тренировался, когда кто-то упомянул о моих статьях в «Aikido Journal». Сенсей, присутствовавший при этом, сказал: «Интересно, что сегодня практически каждый может написать об Айкидо, тогда как в прежние времена только самые высокие учителя осмеливались делать это» (Он даже использовал японские слова «было разрешено», что показательно).

Было ли это замечание адресовано мне (на воре шапка горит), либо было простым обобщением, не знаю. Однако я считаю, любой имеет право говорить или писать об Айкидо, независимо от ранга и опыта. Слушателю или читателю решать, насколько доверять этим словам. Свобода выражения мнений является одной из сторон демократии, с чем многие представления старшего поколения японцев вступают в противоречие.

Когда дело доходит до мистического понимания стиля О-Сенсея и любой попытки объяснить его на словах, я соглашаюсь с тем, кто говорит «не знаю», и я бы первым принял все божественное наказание, если бы сделал вид, что мне доступно это знание. Я подозреваю, это наказание не будет таким драматичным, как удар молнии, но скорее всего примет форму постепенного погружения в еще большее невежество. Вы бы в конечном итоге стали пресловутым человеком без факела, который в подвале для угля, ищет черную кошку, которой там нет! В том смысле, что невежество само по себе наказание. Этот риск должен приниматься во внимание, когда вы что-то объясняете или критикуете, но это не должно остановить никого из протестующих против вопиющего нарушения духа Айкидо.

Уголь и погреб в сторону, это тёмная сторона Айкидо, которая типична для сопротивляющихся уке, и если старшие наставники игнорируют это, то новичкам, и тем, кто еще может ясно видеть, важно указать на это. Они имеют такое же право говорить об этом, как и другие.

Опыт не может автоматически привести к просветлению, и некоторые Сенсеи говорят чепуху, в то время как некоторые обычные люди имеют гораздо больше мудрости, чтобы предлагать что-либо. Это печальное заблуждение считать, что люди с большим опытом Айкидо как-то совершеннее. Аналогичным образом, любое неписаное правило, мешающие человеку протестовать по поводу злоупотребления властью теми, кто находится в её высших эшелонах, должно быть выброшено на свалку бесполезных традиций.

Опасность стать психологически нечувствительным к насилию возрастает каждый раз, когда мы его игнорируем, и нам достаточно лишь взглянуть на смерть и разрушения, которые сейчас обычное явление практически во всём мире, чтобы увидеть конечный результат такого отношения.

Старая римская пословица si vis pacem para bellum (хочешь мира готовься к войне) – это ещё одна традиционная мудрость, которая не соответствует наблюдаемым фактам. Подготовка к войне всегда приводит к войне, и это удручает, когда видишь подтверждение тому, о чём мы говорим.

Мы должны быть благодарны счастливой звезде за то, что можем практиковать Айкидо, где, напротив, проявляется аспект человеческого духа.

Меньшее, что мы можем сделать, это попытаться сохранить мир и гармонию на наших тренировках Айкидо, хотя это может показаться незначительным по сравнению с масштабами и ужасом текущих разрушительных глобальных событий.

В мире уже более чем достаточно конфликтов.

Давайте посмотрим, можем ли мы найти другой путь.

Перевод на русский язык: Валентина Лекомцева.

 


Rambler's Top100

© Крас-Вэб - создание сайтов в Красноярске, 2007-2024г.